Приглашаем посетить сайт
Орловка (orlovka.niv.ru)

Екатерина II - Потемкину Г. А., 4 апреля 1791 г.

1114. Екатерина II -- Г. А. Потемкину

Батинька, первое письмо королевское от 30 января я читала и сама оное Стедингу вручила. Письмо, писанное Игельстромом, мною апробовано и поправлено было1. А что я нашла тут совсем новое есть то, что они посылку Игельстрома отклоняют и что болезнь королевская будет служить предлогом к несвиданию, чем я весьма сама довольна2. Впрочем, я сама сказала Стедингу, что Король не имеет причину сумневаться обо мне, что я готова заключить с ним союз и что в оном договоримся о субсидии3. О границе зимою располагать неудобно было, а контр--проект остановился лишь за тем, что тебе от них же предложено было свиданье, которое не сбудется же4. Ежели шведы посольства не хотят, то отложить оное не долго же, но всему надобна благопристойность. От границы же, Бог ведает, какие уступки хотят.

Пугательным прусским выдумкам, пришедшим сего утра, я еще отлагаю придать веру, дондеже подтвердятся5. Подобные мы многие уже видели. Тут же они, как и всегда, оставили себе открытые калитки, чтоб вынырнуть, как сам увидишь, ибо говорят, что второго курьера с датской интермиссиею из Англии ожидают. План твой получила, писав сие, и, положа перо сие на стол, стану читать.

4 апреля 1791 г.

Примечания

Автограф. РГАДА. Ф. 5. Д. 85. Ч. 2. Л. 288--288об.

Публикация -- PC,

1 ... первое письмо королевское от 30 января я читала... Письмо, писанное Игельстромом, мною опробовано и поправлено было. -- Письмо Густава III не разыскано. Несомненно, в нем речь шла о выплате обещанных в июле 1790 г. субсидий. Переговоры вел по поручению императрицы Игельстром, который письменно заверил короля от имени Екатерины о субсидиях. 2. II. 1791 Храповицкий записывает разговор с государыней о требованиях Густава III. "... Король просил денег, но нельзя дать, для того, что их нет, и чтоб не похвастал Туркам и прочим, будто бы это последовало в исполнение секретных артикулов мирного трактата".

2 ... они посылку Игельстрома отклоняют и что болезнь королевская будет служить предлогом к несвиданию, чем я весьма сама довольна. -- Король воспротивился назначению барона Игельстрома посланником в Швецию. Екатерина направила в Стокгольм графа Штакельберга (не так давно отозванного из Варшавы). Под предлогом болезни Густав III отказался от свидания с Екатериной II.

3 Храповицкий со слов императрицы записал ее беседу со шведским посланником бароном Стедингом: "Я сказала Стедингу, что ежели дойдет до дела, то Шведскую армию и флот беру я на свое содержание; изъяснила ему свои правила, и он, встав со стула и поцеловав мою руку, отвечал, что никогда против меня воевать не будет" (ДХ. 2. II. 1791). Екатерина обусловливала выплату субсидий Густаву III заключением союзного договора.

4 О границе зимою располагать неудобно было, а контр--проект остановился лишь за тем, что тебе от них же предложено было свидание, которое не сбудется же. -- Густав III настаивал на изменениях границы, предлагая за уступку Нейшлота земли в Карелии. Он же, узнав о приезде Потемкина в Петербург, предложил встретиться с ним на границе. (Письмо от 18/29. III. 1791. Автограф. -- Ф. 52. Оп. 2. Д. 63. Л. 2--2об.). Потемкин в письме к Палену сообщил о своей готовности "встретиться с Его Величеством Королем" (ЗООИД. Т. 8. С. 209). Встреча не состоялась.

5 Пугательным прусским выдумкам, пришедшим сего утра, я еще отлагаю придать веру, дондеже подтвердятся. -- "Дневника" Храповицкого видно, что в середине апреля напряжение в отношениях с Пруссией и Англией достигло кульминации. См. письмо No 1115 и примеч. к нему.

6 План твой получила, написав сие, и, положа перо сие на стол, стану читать. -- Возможно речь идет о представленном Потемкиным плане обороны западных границ (Автограф. -- Ф. 52. Оп. 2. Д. 22. Л. 54--56об.). "Я сужу, что пруссаки двинутся для возбуждения поляков и, пустя их на нас, станут делать оказательства к Риге". Однако, по его мнению, и сами укрепления Риги, и собранные под ней войска, и наличие широкой реки (на которой должна была действовать хорошо вооруженная флотилия) -- все это давало надежные гарантии безопасности рижского направления. Со стороны залива город должна была предохранять галерная флотилия. В Белоруссии у Могилева и на Украине под Киевом собирались два корпуса, имевшие связь с Двинской армией и с главной армией, выдвинутой к польской границе от Бендер. Все эти войска должны были перейти в наступление в случае польско-прусской агрессии. Против турок в европейской части предполагалось действовать оборонительно, а Таврическому и Кавказскому корпусам наступать на Анапу. Севастопольский флот должен был "искать турецкого и сражаться, силясь наводить страх, при устье Босфора становясь всегда так, чтобы ничто ходить не могло от устьев Дунайских к Царь Граду, ни от сего к ним". Относительно английского флота главной задачей Потемкин считал надежную договоренность с Густавом III, которая должна была лишить англичан возможности пользоваться шведскими портами.